Изображение пространства

Мир существует в трех измерениях. Но как передать ощущение пространства на плоской основе — бумаге, холсте, дереве?..

Издавна в живописи применялись разные способы для изображения пространства и положения предметов относительно друг друга.

В Древнем Египте, к примеру, художники старались передать максимальное количество информации. Поэтому лица людей они изображали в профиль, а глаза — в анфас. Туловище тоже рисовали в анфас, а ноги и руки — в профиль.

Визуальный язык, применяемый сегодня, был создан в эпоху итальянского Возрождения. Его суть заключается в изображении сцен или предметов так, будто на них смотрят из одной определенной точки. Это одноточечная перспектива. Не так давно многие художники намеренно отказались от нее. К примеру, Сезанн разделял пространство на основные плоскости и фигуры, не сохраняя фиксированной точки обзора. Кубисты пошли еще дальше, одновременно изображая несколько плоскостей предмета.

Размер предметов

Чем меньше предметы, тем они находятся дальше от нас. Чем больше — тем ближе. Поэтому, рисуя три одинаковых дерева, «уходящих вдаль», помните, что они должны быть разных размеров. Тогда зритель автоматически предположит, что самое маленькое дерево растет дальше, чем самое большое.

Изображение пространства
Ha этой удивительной картине пространственные характеристики уступают первенство абстрактным и декоративным элементам. Но есть здесь и ключ к разгадке. Белая лошадь, вырезанная на склоне меловой горы, больше, чем настоящая лошадь в поле. Однако мы понимаем, что она находится дальше просто потому, что ее нарисовали высоко и близко к горизонту.

Рут Стейдж. „Белая лошадь с белой лошадью
Рут Стейдж. „Белая лошадь с белой лошадью", масло, гипс, 50×62,5 см.

 

Соотношение между изображением и рамой

Соотношение между изображением и рамой также наводит на мысль о расположении предмета в пространстве.
Если предмет занимает практически всю поверхность картины, выходя даже за пределы рамы, создается впечатление, что он находится очень близко. (Вспомните о дереве, ветки которого стучат в окно.)
И наоборот, если предмет занимает только центральную часть картины, зрителю кажется, что он находится далеко. Небольшой размер дерева тоже усиливает ощущение расстояния.

Соотношение между изображением и рамой

 

Соцветия подсолнуха занимают почти всю поверхность картины. Именно поэтому зрители твердо уверены, что цветы находятся очень близко. Очевидная разница в размере соцветии на первом и втором плане создает ощущение удаления. Годфри Тонкс. «Подсолнухи», уголь, цветная тушь и пастель, 55 X 75 см.

Изображение пространства
Наложение или вставка

Если предметы расположены почти друг за другом, рисуйте их так, чтобы они частично перекрывались. На рисунке внизу мы видим три целых дерева, которые стоят друг за другом. Но их можно изобразить и как три примыкающие друг к другу фигуры: одно целое дерево и две половинки. Это доказывает, что мы безоговорочно (пусть даже неосознанно) принимаем условности и попросту не замечаем трех примыкающих фигур.

Изображение пространства

Градация фактуры

Чем ближе к нам расположена фактурная поверхность, тем рельефнее она выглядит. Поэтому на дереве первого плана надо рисовать как можно больше отдельных рельефных листочков. Если же дерево расположено вдалеке, его крону можно изобразить как плоское зеленое пятно. Этот прием часто используют наряду с воздушной перспективой (см. ниже), с помощью которой создается иллюзия пространства на пейзажах.

Изображение пространства

 

Яркие мазки на первом плане этой картины больше, четче и рельефнее, чем фоновые. Прорисовка фактуры — хороший соособ отделить первый план от фона и передать удаленность предметов. Тревор Нил. „Без названия №124", масло, холст. 55 х 45 см.

Изображение пространства

 

 

Воздушная перспектива

Удаленные предметы кажутся не только меньше: по сравнению с приближенными они выглядят более тусклыми и расплывчатыми. Значит, если дерево на первом плане будет ярко-зеленым, то рощица на втором плане — чуть синеватой.

Изображение пространства

 

Воздушная перспектива помогает создать ощущение удаленности на пейзажах, где нет четких линейных злементов-подсказок. Сделав холмы на горизонте светлее и голубее холмов на среднем плане, художник передал их удаленность. Детализация деревьев на переднем плане зрительно приближает их. Грета Фентон. „Озеро Гарда", акварель, бумага. 55 х 30 см.

Изображение пространства

 

Многие сюрреалистические образы этого художника вызывают чувство беспокойства, бросая вызов нашему визуальному восприятию мира. На этой картине изображено два совершенно обычных предмета: комната и яблоко. Но они так изображены, что зритель не понимает, ти ли эти обычная комната с гигантским яблоком, то ли крошечное помещение с яблоком обычных размеров. Рене Магритт. „Слушающая комната", 1958, масло, холст. 30 X 45,8 см.

Изображение пространства

 

 

Градация тонов

Свет проявляет форму, поэтому распределение светлых и темных тонов на поверхности предмета играет важную роль. Благодаря продуманному использованию одного тона можно создавать объемные изображения, такие как дерево справа.

Изображение пространства

 

На этом портрете игра светотени передана в основном градацией тонов с небольшой помощью линий. Осторожное использование приглушенных светлых и темных оттенков позволило создать убедительное впечатление трехмерного образа. Жаклин Хайнс. «Салли», графит, бумага, 70 х 50 см.

Изображение пространства

 

 

Линейная перспектива

Параллельные линии, уходящие от зрителя к горизонту, кажутся сходящимися. Удаленные предметы немного искажаются. Возьмем, к примеру, куб. Согласно законам одноточечной перспективы, его стороны превращаются в трапеции. А круг (например, тарелка) становится эллипсом.

Изображение пространства

 

Изображение пространства

 

Эта картина известна вдохновенным исппльзованием одноточечной перспективы. Дело не только в том, что деревья на горизонте кажутся меньше деревьев, расположенных ближе к зрителю. Присмотритесь, и вы увидите, что если провести линии по верхушкам деревьев с обеих сторон дороги, то они опустятся к одной точке на горизонте, в то время как линии, проведенные у основании деревьев, поднимутся к этой же точке. Мейндерт Хоббема. «Аллея в Мидделхарнисе», Национальная галерея, Лондон. масло, холст.

Изображение пространства

Автор: Из журнала «Полный курс Рисунка и живописи», Украина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *