Госпожа Композиция

Любая картина, что бы вы не рисовали, должна отличаться целостным содержанием. Другими словами, важна композиция – то, каким именно образом на бумаге размещаются предметы, люди или различные строения.
Выбираем рамку картины

В первую очередь следует выбрать размер рамки для картины. Когда размеры рамки чрезмерно малы, то крупные предметы будут слишком выделяться, а посторонний зритель поневоле будет искать завершение сцены картины за ее пределами. Ну а если рамка чрезмерно широка, то зритель будет все время рыскать по ней глазами, стараясь выбрать ту деталь, которая привлечет максимальное внимание.

Как правило, большинство картин являются прямоугольными (реже – квадратными). Если полотно вытянуто по горизонтали, то оно называется пейзажным, а если по вертикали – портретным. Конечно, никто не накажет вас, если в портретном формате вы создадите пейзаж и наоборот.


Фокальная точка

Представим, что мы завозим мебель в новую квартиру и расставляем ее ко комнатам. Кресла, конечно же, должны быть обращены к телевизору, ведь кресла и телевизор в данном случае играют роль фокальных точек комнаты. Но перед тем, как выбирать места размещения кресел, нужно принять во внимание самые разнообразные факторы. Есть среди них и ключевой, а именно: под каким конкретным углом к фокальной точке должна находится мебель в комнате.

Например, кресла могут быть направлены друг к другу – в подобной ситуации фокальной точкой станет пустое пространство, которое будет расположено между креслами.

Что же такое фокальная точка? Это та точка, на которую, по мнению художника, зритель должен сразу обратить внимание. Обычно фокальной точкой является ключевой объект либо человек. Скажем, в портрете фокальной точкой является лицо человека, а в пейзаже им может быть крупное дерево в поле.

Если в картине присутствуют разнообразные объекты, то композицию нужно создавать таким образом, чтобы взгляд переходил между фокальными точками. При этом все объекты композиции должны гармонично вписываться в пространство создаваемой картины.
Геометрические правила композиции

Много столетий назад Евклид выяснил, что существуют некоторые соотношения чисел, которые в эпоху Возрождения получили название “Золотое сечение”. Правило золотого сечения очень простое.

Когда длина линии равняется сумме двух эвклидовых чисел (предположим, 5 + 8 = 13), и линия разделена на аналогичные отрезки (в данном случае, на 5 и 8), то соотношение меньшего отрезка к большему (5:8) будет равняться соотношению большей части к целому (8:13).

Принцип Золотого сечения активно используется в архитектуре, поскольку пропорции в этом сечении воспринимаются человеческим мозгом как гармоничные. Не удивительно, что точку, где пересекаются вертикали и горизонтали Золотого сечения на картине, обычно задействуют в качестве фокальной точки.

Посмотрим конкретный пример золотого сечения. В данном случае мы видим, что фокальная точка находится внутри прямоугольника, а ее размещение выбрано на основе Золотого сечения.

А вот и пример такого Золотого сечения в настоящей картине. “Луиза Сан-Феличе в заточении”, автор – Джоваччино Тома.

В эпоху Возрождения вертикальные, диагональные и горизонтальные линии вписывались в пространство картины для формирования треугольников, как в этой знаменитой картине “Мадонна с ребенком” авторства Рафаэля.

Много фокальных точек всегда присутствует в картинах Питера Брейгеля Старшего. Видите птицу, что летит вверху справа? Взгляд на нее падает почти сразу, поскольку эта птица одна из ключевых фокальных точек картины.

Питер Брейгель Старший. “Охотники на снегу”

Упражнения для создания композиции

Чтобы разобраться с особенностями композиции важно понять, как же объекты композиции взаимодействуют друг с другом. Помочь в этом позволяют 3 следующих упражнения.

Упражнение 1

Нам понадобится лист белой бумаги и 2 разноцветных листа. Из цветной бумаге нужно вырезать несколько различных прямоугольников, которые затем следует разместить на белой бумаге. При этом прямоугольники могут пересекать друг друга. Постарайтесь выбрать фокальную точку и сформировать равновесие в том, как находятся прямоугольники. Внимательно изучите, как от изменения местоположения прямоугольников изменяется восприятие белого листа, как формируются зоны, перегруженные деталями, зоны явного напряжения между прямоугольниками и так далее. Упражнение можно расширить, добавив прямоугольники серого и черного цвета, а также других цветов.

Упражнение 2

Возьмите из интернета и распечатайте репродукцию любой картины. Сверху положите кальку и с помощью линий соедините основных персонажей картины, формы, источник света и тени. Таким образом вы сможете увидеть, как художники создают композицию, направляя взгляд постороннего зрителя от одной фокальной точки к другой.

Упражнение 3

Возьмите лист белой бумаги, размер которого должен составлять 8 на 5 сантиметров. В середине листа сделайте прямоугольное отверстие, расстояние от края листа должно быть 1 см. Теперь удерживайте лист в вытянутой руке и походите с ним по комнате, выйдете на балкон. Представьте что это прямоугольное отверстие – рамка вашей картины, и вы увидите, как в ней меняется композиция с каждым поворотом руки.

Важные правила композиции

У композиции нет настолько четких правил, исполнение которых является обязательным. Однако, есть ряд правил, выполнять которые все же настоятельно рекомендуется.
Правило 1: нельзя разделять картину пополам высоким предметом, что находится по середине.
Правило 2: не размещайте линию горизонта на одинаковом расстоянии как от нижней, так и от верхней границы картины.
Правило 3: не размещайте одинаковые объекты по обе стороны центральной линии. Кроме того, нельзя размещать идентичные объекты вдоль горизонта, такие как, скажем, телеграфные столбы. Невыполнение этих условий приведет к тусклой и совершенно не интересной композиции.
Правило 4: всегда помните о Золотом сечении.

Выполнение этих простых правил позволит вам научиться создавать действительно гармоничную композицию картины.

По материалам Техника рисунка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *