Рисунок и зарисовки с натуры

Натурное рисование — начало всех типов и жанров графического творчества. Рисунки с натюрмортных постановок выполняются в учебном процессе с целью как поддержания рисовальных навыков у студентов (художник-график должен постоянно упражнять свой глаз и свое чувство формы рисованием с натуры), так и последующего возможного использования этих навыков в работе над черно-белыми и цветными графическими листами. Рисунки должны быть законченными, анализирующими формы постановки, выявляющими пластические взаимосвязи предметной среды. Детализация тех или иных форм в рисунке, зависящая от дальнейших замыслов в графической композиции, не должна отрицательно влиять на его художественность.

Учебный рисунок натюрморта (по М.Б. Храпковскому). 1950-е

Н.Н. Коротков Раковины-1. 1985. Карандаш

Н.Н. Коротков. Сумка. 1987. Карандаш

Зарисовки дополняют основной рисунок. Они представляют собой, как правило, прорисованные во всех деталях ключевые части постановок, планируемые к использованию в работе над законченной композицией. Объектами для зарисовок могут быть отдельные части букета цветов в натюрмортах с цветами, гипсовая голова и музыкальные инструменты в натюрмортах с атрибутами искусства, оружие в «охотничьих» постановках и т.д. новках и т.д. Поскольку над зарисовками работают в тех же условиях что и над рисунком, они исполняются теми же материалами. Как правило, это карандаши различных сортов.

Н.Н. Коротков. Предметные зарисовки. 1994. Карандаш

Таблицы и пособия А. Баумгарта

Зарисовки — сугубо рабочий материал художника. Для работы над крупными произведениями их делается достаточно много. В зарисовках «под графику» можно зафиксировать не только особенности формы, но и тот или иной графический эффект, увиденный в натуре. Для этого в процессе работы необходимо осматривать объекты изображения с разных точек зрения и зарисовывать то, что привлекло внимание.

Зарисовки, как правило, выполняются с натуры. Только в этом случае целиком достигается задача зарисовки. Но если в процессе сбора материала нет возможности сразу зафиксировать увиденное на бумаге, то зарисовывают по памяти в домашних условиях. В зарисовках по памяти иногда может сложиться образ натюрморта. Поразившие воображение художника состояние освещения, фактурная поверхность, ритмика и пластика форм проявляются в домашних зарисовках с особой силой. На основе сделанных в мастерской зарисовок-впечатлений можно организовать натюрмортную постановку запечатленного по памяти эффекта. Так рождаются многочисленные натюрморты с дарами моря, леса, сада, охотничьи натюрморты.

Зяблики: самка и самец. Таблица из французского журнала «Л'Эколь де дессен» (Школа рисования). 1850-е

Автор: Н.П. Бесчастнов «Графика натюрморта», 2008

linteum

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *