Живопись маслом: введение для начинающих

Пишем маслом: что нужно знать о краске.

Живопись маслом можно сравнить с детскими «куличиками» из грязи. Почему?

У масляной краски обычно есть «густота», поэтому её можно брать лопаткой, размазывать, густо накладывать, размазывать кистью или соскребать – точно как штукатурку или грязь. Её можно разглаживать или накладывать слоями и делать с ней многое другое.

У масляной краски есть все эти свойства – если ее правильно смешали. Она может быть тонкой как паутинка или толстой как слой глины – все зависит от двух факторов:

а) густота краски (ее вязкость)
б) инструмент, которым ее наносят (нож, кисть, палочка, кельма).

Масляная краска состоит из трех основных элементов:
1. Пигмент – порошок из какого-либо минерала или корня. Это может быть что угодно, главное, чтобы цвет был насыщенный.
2. Масло.
3. Сиккатив – вспомогательное вещество для ускорения процесса высыхания.

Попробуйте вот что:

Пойдите на кухню и возьмите немного порошка шафрана или красный пищевой ароматизатор и добавьте немного масла (подсолнечного, рапсового, оливкового – это не важно). Теперь хорошенько размешайте все ножом или ложечкой. Вот у вас и получилась настоящая масляная краска (и в отличие от многих других, ее можно съесть без опасности для здоровья).
Если краска трудно мешается — добавьте немного скипидара, сиккативы или бензин – это облегчит размешивание и ускорит высыхание.

Внимание: именно химический пигмент или сиккативы обычно делают ядовитыми большинство покупных масляных красок (особенно это касается красок с мышьяком и свинцом). Если порошок, который вы используете, дает очень насыщенный цвет, добавьте в краску наполнитель. Это может быть мел, толчённый мрамор или другой нейтральный порошок. Разумеется, в учебных красках наполнителя больше, чем в профессиональных.


Хорошо, что же делать дальше с этой смесью? Если взять два таких кусочка «краски», скажем, красный и желтый, сделать достаточно маслянистыми и положить рядом на гладкую поверхность, они постепенно расплывутся и смешаются, а сохнуть будут очень долго.

Таким образом, масло помогает краскам смешиваться и соединяться, оно действует как смазка для пигмента.

Как же можно изменить этот процесс и сгустить краску?
Для этого нужно либо добавить больше пигмента, либо немного убрать из краски масло.

Как убрать масло? Положите смесь на промокашку или фильтровальную бумагу. Бумага вберет в себя много масла и немного пигмента. И наоборот, если нужно разжижить краску, стоит добавить больше масла. Для ускорения сушки – сиккативы, скипидар или бензин. Вот так выглядит общий принцип.


Еще один момент – в краску можно добавлять и другие вещества, которые хорошо смешиваются с маслом, например, некоторые смолы и лаки. Их добавляют, чтобы сделать смесь липкой или блестящей. Этот принцип также используется в таком приеме как лессировка – когда слои полупрозрачных красок наносятся поверх основного цвета.

Что теперь?

Как настоящий гончар, вы подготовили свою глину, только в вашем случае ее называют краской. Вместо воды у вас масло, а вместо гончарного круга вы будете накладывать смесь на вертикальную поверхность, хотя смешивать ее придется на палитре. Поскольку масляная краска сохнет долго, а процесс этот можно контролировать, в рисовании не должно быть спешки.

Перед тем, как вы начнете рисовать краской, нужно знать один важный принцип: если вы первым наложите толстый слой краски, она будет сохнуть очень и очень долго. А когда такой толстый слой сохнет, он сжимается и иногда трескается. Поэтому если первый слой будет очень толстым, а сверху наложить тонкие слои до того, как нижний полностью высохнет, все верхние слои будут трескаться, по мере высыхания трещины будут увеличиваться, особенно, если верхний цвет темнее. Художники предотвращают это, накладывая толстые долго сохнущие слои в последнюю очередь.

Если же ждать долго не хочется, тогда можно рисовать в технике «wet in wet» — то есть наносить мокрый состав на мокрый материал – и все за один сеанс. Но это все равно может занять многие часы.
Это важный момент, так как многие художники хотят закончить картину побыстрее, и поэтому вынуждены рисовать в этой технике.

По материалам www.wetcanvas.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *