Немного о перспективе в живописи

Глубина картины

Мы живем в многомерном мире, но свое творчество нам приходится выражать в двух- или трехмерном измерении. В скульптуре и смежных областях искусства, мы работаем с 3-D плоскостью, однако в живописи и рисунке нам нужно конвертировать наше трехмерное визуальное восприятие или фантазию в двумерные символы.

Перспектива, в своих различных формах, помогает нам передать 3-D изображение и вызвать тот же визуальный опыт в рамках двумерных возможностей. Основные правила довольно просты и основаны на визуальной реальности, которая нам доступна через стереоскопическое зрение.

Механику перспективы открывали и забывали несколько раз на протяжении истории искусства. Платон и его современники писал о греческих живописцах 5го века, использовавших оптическую перспективу для создания реалистичных декораций для пьес. На настенных рисунках, обнаруженных в руинах Помпеи (79 год н. э.) понимание линейной перспективы раскрывается в ярких попытках создать картины в реалистичной манере.

При падении цивилизаций знание часто утрачивается. В 15-ом веке, когда художники эпохи Ренессанса старались воссоздать трехмерное пространства, правила перспективы были заново открыты скульптором и архитектором Филиппо Брунеллески (1377—1446).

Брунеллески заново открыл концепцию точки схождения линий и ортогональные линии, которые используются в математической/линейной/геометрической перспективе. Впоследствии линейная перспектива стала применяться в различных направлениях изобразительных искусств.

Ортогональные линии

Ортогональные линии – это «визуальные лучи», которые испускаются из (или сходятся в) точки схождения на линии горизонта. Их также называют линиями схождения. Они помогают нам точно передавать трехмерные объекты и сцены.

Ян Вермеер использовал шахматные узоры в интерьере многих картин.
В эпоху Ренессанса было очень популярно рисовать напольную плитку, выполненную в шахматном порядке с помощью линейной перспективы. (Выше Jan Vermeer, The Art of Painting, c. 1666-73).

Ракурс

Когда предмет лежит под углом к зрителю, его длина кажется меньшей, чем на самом деле. Рисование предметов в перспективе, таких как ветки, руки и т. д. требует тщательного наблюдения с целью точно воссоздать этот эффект при рисовании.
Андреа Матенья (1431—1506) проявил свое мастерское владение техникой перспективы, изобразив фигуру Христа на знаменитой картине «Мёртвый Христос» ок. 1500г.

Измененная перспектива и искривление

Будьте осторожны, когда рисуете непосредственно с фотографии. Объектив фотокамеры часто искажает истинную перспективу изображения. Избежать этого можно, делая эскизы в живую. Разумеется Мауриц Корнелис Эшер искривлял перспективу и выворачивал ее наизнанку без помощи фотоаппарата (рисунок ниже).

Какая глубина вашей картины?

Прежде чем начнете нарушать правила перспективы, хорошенько ее освойте. Поль Сезанн первый стал смягчать перспективу пространства в картинах. Кубисты возвели это в правило и вообще отбросили трехмерную перспективу. Но сначала все они учили правила перспективы и тренировались точно рисовать то, что видели.

По материалам www.watercolorpainting.com