Тональность картины

Еще Моне успешно показал, как именно влияет на атмосферу картины изменения света, напрямую связанные с различными факторами, такими как время суток, время года, разнообразные погодные условия и география. Такие световые характеристики были для Моне “конвертом, в который заключены все объекты”.

Еще один художник, а именно Чарльз Готорн, называл сей эффект тональностью – позаимствовав термин из музыкальных композиций.

Что же такое тональность картины? Это характерные световые особенности, которые непосредственно влияют на то, как зритель воспринимает сцену.

В музыкальных произведениях тональность представляет собой базис гармоничности произведения. Каждая нота, которая выпадает из тональности, буквально режет слух и заставляет музыканта морщиться, словно он слопал три лимона подряд. При выборе тональности произведения композитор выбирает то впечатление, которое получит слушатель от его работы.

Если выбрана мажорная тональность, то музыка будет приносить радость, бодрость и веселье. Минорная тональность. напротив, заставит слушателя загрустить либо задуматься. При этом далеко не все мажорные и минорные тональности совпадают. Бывают более ярко выраженные радостные или грустные тональности, а также более нейтральные – приглушенные.

Тональность картины также обеспечивает гармонию всей композиции. Другими словами, все объекты сцены формируют целостное гармоничное единство, поскольку они освещены единым светом для всех объектов.

Благодаря одинаковым световым характеристикам сцены можно в одной композиции использовать объекты самых различных цветов. Например, ничего не мешает нарисовать два желтых лимона на зеленой тарелке, которая стоит на тумбочке, покрашенной белым цветом.

Вот пример картины, созданной летним утром. В такие дни влажность воздуха достаточно низка, поэтому краски выглядят особенно яркими. Склоны холмов выполнены в полном цветовом спектре, за счет чего реализована иллюзия глубины пространства. Помогает создать такой эффект и отражения на воде. Для формирования четкой перспективы также используются цветные полосы, которые с избытком можно найти на плоскости воды. Аналогичные полосы применялись и для создания деревьев.


Закат – это время драматизма. Между теплыми тонами заднего плана и холодными тонами переднего плана, который находится в тени, есть выдающийся контраст, который и формирует тональность сцены. Для создания глубины пространства в данном случае используются яркие цветные полосы, которые проходят от переднего плана к заднему. Есть и вертикальные полосы, которые направлены слева направо.


Когда день облачный, то цвета выглядят холодными и не такими контрастными, если сравнивать с ярким солнечным деньком. В следующей картине можно увидеть светлые и темные тона, а равно как более приглушенные цвета. Изначально подмалевок всех масс был сделан с использованием холодного цвета, так как в сцене нет прямых солнечных лучей. Затем постепенно добавлялись и теплые цвета, чтобы создать гармоничное соотношение между всеми цветовыми массами.


В итоге, получился пейзаж в холодных тонах, который, тем не менее, демонстрирует богатую цветовую гамму.

По материалам «Техника рисунка»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *