Учимся рисовать воду карандашом

Вода. Самая могущественная стихия природы. Нет ничего более созерцательного и умиротворяющего, чем мелодичный звук волн, разбивающихся о берег или нежное журчание маленького ручья. А сколько разнообразия дает нам вода: пейзажи океанов, гавани, порты, отражения, побережья, реки, ручьи, водопады, озера и даже просто лужи.

Возможности водного пейзажа безграничны. Но не имея средств для понимания как рисовать воду, нас пугает сложность задачи: вся эта рябь, волны, отражения... Вот мы и откладываем наши любимые пейзажи в сторону, надеясь, что однажды мы будем смелее. Знакомое чувство?

Цель урока:

У этого урока двойственная цель – мы рассмотрим, как рисовать воду, но, что более важно, мы рассмотрим процесс наблюдения, анализа и интерпретации – «инструменты», которые позволят нам нарисовать любой предмет, независимо от сложности.

Это трудная задача, но мы справимся.

Сила наблюдения

Прежде чем взяться за карандаш в 2002 году, я провела пару лет, просто наблюдая. У меня появилась цифровая фотокамера и я стала все фотографировать. Я начала по-новому смотреть на мир вокруг. Удивительно, что начинаешь видеть, когда по-настоящему «смотришь».

«Чем больше наблюдаешь, тем больше видишь. Чем больше видишь, тем больше понимаешь».

Чтобы понимать пейзаж, нужно наблюдать его визуально, эмоционально, умственно и физически.

Не у всех нас есть возможность работать на пленэре (на открытом воздухе). Поэтому мы используем фотографии. Нужно хорошо понимать ограничения такого подхода. Один из недостатков фотографии – то, что она упрощает вид до 2-мерного пространства. Вы не видите, что находится за каким-то предметом. Если не вы делали фотоснимок, нужно предпринять усилия, чтобы «создать связь» с пейзажем. Нужно мысленно представить, что вы там находитесь. Проведите дополнительные поиски, поищите фотографии, сделанные с разных углов, чтобы лучше «понять» на что вы смотрите. Ощутите фактуру предметов, ветер на своем лице, брызги воды у ног. Это «понимание» того, что вы видите – сила наблюдения.

Итак, давайте взглянем на нашу первую фотографию. На ней запечатлен прекрасный плывущий лебедь. Лебедь так прост и красив, так и хочется нарисовать, но вода и все эти отражения! С чего начнем?

Анализ

Мы знаем, что это вода и знаем, что она жидкая, прозрачная и способная отражать свет. Мы знаем, что лебедь плывет по воде и знаем, что в воде его отражение. Все это мы ЗНАЕМ из первого шага – наблюдения.

Следующий шаг – проанализировать, что мы видим на фотографии. Для этого нужно разбить изображение на маленькие секторы. Теперь мы определяем «подсказки», которые помогут нам рисовать характеристики воды и делают воду реалистичной.

Смещая наше внимание на воду и рассматривая ее в «абстрактном» формате, мы сможем анализировать только то, что мы «ВИДИМ».

Я обрезала картинку так, чтобы мы могли сосредоточиться на отражениях в воде. Картинка была постеризированна (функция Photoshop), чтобы уменьшить количество переходов, затем я перевела фотографию в режим оттенков серого. То есть я абстрагирую и упрощаю изображение.

Теперь оно выглядит не так сложно – можно спокойно изучить движение волн, форму и оттенки. Я превратила сложное изображение в простые формы и тени, в что-то более легкое для рисования.

На этом этапе можно делать эскизы для определения самых характерных участков и общей композиции. Этот этап анализа помогает понять то, на что мы смотрим.

ОСТОРОЖНО: Не создавайте свой финальный рисунок на этом этапе, иначе он приобретет качества абстрактности, безжизненности и плоскости.

Интерпретация

Этот этап – самый захватывающий, ведь именно здесь проявляется творчество художника. Давайте вернемся к черно-белой фотографии лебедя. Она выглядит уже не такой сложной, правда? Теперь вода – не что иное, как оттенки и формы.

Но так как мы не хотим рисовать только формы, нужно интерпретировать и решить, какие элементы фотографии включать в рисунок. Не менее важно определить, что в него не включать. Главное – понять, что должно стать главным центром внимания на рисунке? Лебедь или отражение лебедя? Если главный предмет у нас лебедь, то не стоит делать слишком сильный акцент на отражениях.

Мы завершили предварительное наблюдение и анализ предмета живописи. Интерпретация – та точка, где начинается творчество художника!

Попробуйте свои силы в рисовании лебедя и отражения в воде. Изучите фотографию, попробуйте найти «подсказки», помогающие зрителя распознать, что лебедь плывет по воде.

ИЛИ Выберите собственное эталонное фото с отражениями в воде. Лодки и гавани – прекрасные объекты для живописи.

Океан и волны

Не все пейзажи подразумевают картинку крупным планом, как плывущий лебедь. Морской пейзаж требует совершенно другой интерпретации и воспроизведения.

Может это покажется чрезмерным упрощением, но сколько я не пытаюсь проиллюстрировать, как рисовать воду, всегда заканчиваю на одном и том же: Помните свой самый первый рисунок лодки на воде? Помните линию волн под лодкой? Вот так примерно выглядит шриховка, которую я применяю.

Вот пример горизонтального штрихования внахлест. Для волн на отдалении, штриховка должна быть меньше и короче.

Попробуйте рисовать волны. На этой картинке волн мало, и только небольшие брызги на камнях. Композиция проста, но внешний вид может быть обманчивой!

Лишь намек на волны на фоне.
Штрихи карандаша следуют направлению волн.

А вот завершенный морской пейзаж.

По материалам www.artinstructionblog.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *